НЕЖИНСКАЯ И ПРИЛУКСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ
Том XLVIII, С. 514-516
опубликовано: 23 июня 2022г.

НЕЖИНСКАЯ И ПРИЛУКСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ

Содержание

Образована по решению Синода УПЦ от 31 мая 2007 г. отделением от Черниговской кафедры (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия) с названием Нежинская и Батуринская, с 18 апр. 2008 г. имеет совр. название. Объединяет приходы и мон-ри на территории Бахмачского, Бобровицкого, Борзнянского, Варвинского, Ичнянского, Коропского, Нежинского, Носовского, Прилукского, Сребнянского и Талалаевского районов Черниговской обл. (Украина). Кафедральный город - Нежин (в 1785-2007 являлся 2-м кафедральным городом Черниговской епархии). Кафедральные соборы - во имя свт. Николая в Нежине (50-60-е гг. XVII в., ранее 1668) и в честь Преображения Господня в г. Прилуки (1710-1720). Первым архиереем Н. и П. е. стал митр. Ириней (Семко; с 10 июня 2007 епископ, с 28 авг. 2014 архиепископ, с 28 июля 2017 митрополит, † 23 сент. 2017). Епархия разделена на 8 благочиннических округов: Бахмачский, Бобровицкий, Борзнянский, Ичнянский, Коропский, Нежинский, Носовский, Прилукский. К нач. 2009 г. в епархии имелось 192 храма (32 городских, 170 сельских, 10 монастырских, 1 больничный, 1 тюремный), действовали 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских), служили 197 клириков (191 священник, 6 диаконов). К 2010 г. в епархии имелись 261 приход, 5 монастырей. В наст. время в епархии насчитывается 251 приход, 5 монастырей (2 мужских, 3 женских), служат 204 клирика. При ЕУ существуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, молодежный, по социальному служению и благотворительности, информационно-просветительский, паломнический, по связям с Вооруженными силами и др. воинскими формированиями.

Соборная площадь в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в.Соборная площадь в Нежине. Фотография. Нач. ХХ в.В кон. 1667 - нач. 1668 г. в Нежине находился местоблюститель Киевской митрополии еп. Мстиславский и Оршанский Мефодий (Филимонович), бывш. нежинский протопоп. В XX в. Нежин был местом пребывания викарных архиереев. Сщмч. Дамаскин (Цедрик), хиротонисанный 18 нояб. 1923 г. во епископа Глуховского и Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, ко времени ареста 15 сент. 1924 г. имел титул «епископ Глуховский и Нежинский»; это могло быть связано со вдовством Черниговской кафедры, вследствие чего Нежинский округ перешел в ведение Глуховской кафедры. В 1924-1925, 1934 гг. еп. Дамаскин жил в Нежине. В 20-х гг. XX в. существовали Нежинское еп-ство Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (кафедру с 1922 занимал «епископ» Николай Ширяй, находившийся в 1925-1927 в составе «Деятельно-Христовой церкви») и Нежинское «викариальное епископское управление» обновленческой (см. Обновленчество) Украинской синодальной православной церкви (в 1928 «епископом» был Павел Циприанович).

В 1943-1944 гг. титул «епископ Нежинский» имел Панкратий (Гладков), хиротонисанный 9 июня 1942 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре во епископа Белгородского и Грайворонского и фактически являвшийся правящим архиереем для оккупированных немцами Белгородской и Курской областей. В 1942-1943 гг. еп. Панкратий был викарием Киевской епархии, сначала находился в Киеве. 8 сент. 1942 г. архиеп. Пантелеимон (Рудык), управлявший Киевской епархией, в к-рую тогда входил Нежин, назначил Панкратию местопребывание в Нежине с сохранением за ним титула «епископ Белгородский и Грайворонский» (ЦДАВОВУ. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 10. Л. 8-10). Однако нем. власти отказались дать разрешение на переезд. С нояб. 1942 г. еп. Панкратий жил в основном в Чернигове, являлся ближайшим помощником Черниговского и Нежинского архиеп. Симона (Ивановского) и еще в янв. 1943 г. титуловался как «епископ Белгородский и Грайворонский». Дата изменения титула Панкратия на «епископ Нежинский, викарий Черниговской епархии» неизвестна, однако это произошло до 15 сент. 1943 г., когда Нежин был освобожден от немецко-фашистских войск.

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Нежине. 50–60-е гг. XVII в. Фотография. 2013 г.Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Нежине. 50–60-е гг. XVII в. Фотография. 2013 г.После освобождения Нежина еп. Панкратий находился в городе. В нач. дек. 1943 г. по вызову патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) архиерей выехал в Москву. Во время встречи с патриархом еп. Панкратий представил подробный отчет о своем пребывании на Украине. В нач. 1944 г. он вернулся в Нежин, 24 янв. был арестован и заключен в тюрьму в Нежине, оттуда был этапирован в тюрьму в Киеве. 24 февр. 1944 г. патриарх Сергий получил от властей офиц. уведомление о том, что Нежинский еп. Панкратий был арестован за сотрудничество с фашистами. 4 окт. военный трибунал войск НКВД Киевской обл. приговорил еп. Панкратия к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Архиерей скончался в заключении в 1945 г.

Было принято решение заместить Нежинское вик-ство Черниговской епархии. 2 апр. 1944 г. во епископа Нежинского был хиротонисан архим. Борис (Вик), ставший 16 апр. 1945 г. самостоятельным епископом Черниговским и Нежинским. Кафедральным являлся Николаевский собор в Нежине.

Большинство храмов края было закрыто в ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. На 25 июня 1973 г. в пределах совр. Н. и П. е. находилось 43 храма и 23 молитвенных дома, 4 из них были в аварийном состоянии. Шесть общин не имели молитвенных помещений, 8 приходов являлись вакантными. Служили 43 священника, в т. ч. 5 протоиереев. В 1988 г. в числе первых возродились приходы в селах Вертиевка и Шатура Нежинского р-на, в пос. Дмитровка Бахмачского р-на, в с. Хорошее Озеро Борзнянского р-на, в пос. Понорница Коропского р-на. В 1990 г. Церкви были возвращены Николаевский собор в Нежине (закрыт в 1920, действовал в 1941-1943), Воскресенский собор в г. Ичня и Георгиевский собор в г. Бахмаче. В 1991 г. переданы Воскресенский собор в г. Батурине Бахмачского р-на (усыпальница последнего укр. гетмана генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского) и Преображенский собор в Прилуках, в 2005 г.- Сретенский собор в Прилуках. Кроме собора в Нежине действуют храмы: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, св. Иоанна Милостивого, Васильевский, Вознесенский и Богоявленский замковый.

Святыни

В Н. и П. е. почитаются иконы Божией Матери: Густынская - в Троицкой ц. Густынского во имя Святой Троицы монастыря, Иржавецкая (Ржавецкая, Ржавская) из с. Иржавец Ичнянского р-на, Ладинская из упраздненного Ладинского (Ладанского) Покровского жен. монастыря. Ранее были известны Перекопская икона из Рождество-Богородичной ц. в мест. Варва Лохвицкого у., Прилуцкая икона Божией Матери «Скорбящая», нежинский список Толгской иконы Божией Матери.

Местами паломничеств являются св. источник в с. Свидовец Бобровицкого р-на, Михаило-Архангельский храм в с. Полонки Прилукского р-на, где хранится десница свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского.

Монастыри

Действующие: Густынский во имя Святой Троицы (женский, в с. Густынь Прилуцкого р-на, основан в 1600 как мужской, упразднен в 1793, возрожден в 1843, упразднен в 1924, действовал в 1942/43 - 1959, возрожден в 1993 как женский), Крупицкий Батуринский во имя святителя Николая (женский, в с. Осич Бахмачского р-на, первоначально мужской, впервые упом. в 1636, упразднен в 1922, возрожден в 2000 как женский), Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца (мужской, в с. Рыхлы близ пос. Понорница Коропского р-на, основан не позже 1664, упразднен в 1922, возрожден в 2004), нежинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский, в Нежине, основан во 2-й пол. XVII в., упразднен в 1927, действовал в 1941-1943, возрожден в 1998), нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Назаретский) (мужской, в Нежине, основан в 1716, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 1999).

Упраздненные: Ладинский (Ладанский) Покровский (женский, в с. Ладин (ныне пос. Ладан Прилукского р-на), основан в кон. XVI в. как мужской, в 1619-1624 преобразован в женский, в 1764-1817 мон-рь был заштатным, закрыт в 1928, ныне храмы мон-ря являются приходскими), Ветхорождественский Георгиевский (мужской, в урочище Ветхое на окраине Нежина, впервые упом. в 1620, в 1717 приписан к нежинскому Благовещенскому мон-рю, постройки разобраны в 1929), Омбышский Введенский (мужской, совр. с. Омбыш Борзнянского р-на, основан в 1649, приписан к Киево-Печерскому мон-рю, упразднен в 1764), Новомлинский Кербытовский Бобриковский Успенский (женский, между совр. селами Нов. Млины и Кербутовка Борзнянского р-на, основан как мужской, впервые упом. в 1654, не позднее 1674 стал женским - сюда были переведены монахини из батуринского Крестовоздвиженского жен. мон-ря, в 1764 оставлен за штатом, в 1808 на его место переведен Богословский жен. мон-рь из Козельца, в 1827 упразднен, инокини были переведены в Гамалеевский мон-рь), батуринский Успенский (мужской, в Батурине, основан ранее 1654), батуринский Крестовоздвиженский (женский, в Батурине, основан между 1654 и 1674, не позднее 1674 часть инокинь была переведена в Новомлинский Успенский мон-рь).

Раскольнические, католические, униатские общины

На территории Н. и П. е. действуют общины Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и УАПЦ. УПЦ КП принадлежат Всехсвятский кафедральный собор, приходские Покровский, Николаевский и Константино-Еленинский храмы в Нежине, Рождество-Богородичный собор в Прилуках, Рождество-Богородичный храм в г. Борзна, Воскресенский и Покровский храмы в г. Батурине Бахмачского р-на, Успенский храм в г. Бобровица и ряд др. Общинам УПЦ КП переданы памятники архитектуры национального значения - Преображенский собор в Нежине и Ильинский храм в пос. Короп, реставрация к-рых осуществляется гос-вом. Нек-рые общины УПЦ КП в регионе имеют фиктивный характер. В юрисдикции Киевской епархии УАПЦ 12 нояб. 2014 г. получила регистрацию община ап. Иоанна Богослова в Нежине, глава к-рой, свящ. Владимир Арвахи, является благочинным приходов УАПЦ в Черниговской обл.

Римско-католическая Церковь имеет Петропавловскую общину в Нежине и общину Св. Сердца Иисуса в Прилуках. Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) принадлежат приход святых Владимира и Ольги в Нежине и Покровская община в Прилуках. Все общины располагаются во временных помещениях, ведется строительство постоянных храмов.

Существует независимая «православно-католическая община» в г. Ичня, к-рую зарегистрировал в 2014 г. бывш. игумен УПЦ Елисей (Крюков), объявивший себя «епископом греко-католического вероисповедания».

Ист.: Ємельянов В., Кулик В. До iсторiï УАПЦ на Нiжинщинi (добiрка документiв) // Нiжинська старовина: Зб. регiональноï iсторiï та пам'яткознавства. К., 2010. Вип. 9(12). С. 163-174; 2011. Вип. 11(14). С. 120-130; Кривобок О. Документи про синодальний рух на Нiжинщинi у 1920-х роках // Там же. 2014. Вип. 17(20). С. 69-85.
Лит.: Филарет (Гумилевский), архим. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7: Стародубский, Мглинский, Новозыбковский, Глуховский и Нежинский уезды; Тисяча рокiв Чернiгiвськоï єпархiï: Тези доповiдей: Церк.-iст. конф. Чернiгiв, 1992; Пуцко В. Г. Iкони Чернiгiвщини // Сiверянський лiтопис. Чернiгiв, 1997. № 4. С. 129-135; Тарасенко О., Болва Л. До iсторiï закриття Рихлiвського Миколаïвського мон-ря // Там же. 2007. № 1. С. 66-73; Вечерський В. В. Православнi святинi Сумщини. К., 2009; «В Украïнськiй церквi велика була духовна сила…»: Становлення УАПЦ в описах самовидцiв та учасникiв церк.-визвольного руху на Сiверщинi та в Середньому Поднiпров'ï, 1917-1925 рокiв. Нiжин, 2012; Тимошик М. С. Украïнське село пiд бiльшовиками: Усталена версiя i прихована правда: (На архiвних мат-лах сiл Нiжинськоï округи) // Сiверянський лiтопис. 2015. № 6. С. 160-174; он же. Становлення, ствердження та знищення Украïнськоï автокефальноï церкви на Чернiгiвщинi у 20-30-х роках ХХ ст.: (За архiвними мат-лами та пресою колишньоï Нiжинськоï округи) // Там же. 2016. № 6. С. 107-128; Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религ. сфера Украины. К., 2017.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также